Построить новый дом

ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

 

Корреспондент: Сергей Владимирович, Вы возглавляли экспертную комиссию партии «Сильная Украина» по вопросам образования. В процессе работы над программой реформирования системы образования какую проблему Вы и Ваши коллеги выделяли как самую приоритетную?

С. Ветров: Проблему учителя. Роль и позиция педагога являются главными в деятельности всей огромной сферы образования. У вас может развалиться здание школы, перестанут работать все компьютеры, типография не напечатает вовремя учебники, сверху не спустят программы и учебные планы – образование не остановится. Учитель просто поведёт детей в сад, они сядут кружочком на полянке, начнётся разговор, и таинство приобщения к чуду жизни продолжится. Ребёнку, подростку, студенту прежде всего необходимо общение, необходим значимый для него взрослый, Учитель.

 

Кор.: Может быть, поэтому образование и финансируется по остаточному принципу – надо только подготовить учителя и выделить полянку в саду?..

С. В.: Один из известных кинорежиссеров как-то сказал, что мечтает снять фильм, в котором двое, мужчина и женщина, сидят за столом и разговаривают. И это весь сюжет. Но какие это должны быть личности!.. Наверное, Аристотелю достаточно было беседовать с учениками, прогуливаясь в роще при храме Аполлона. Сегодня образованием пронизаны все поры жизни. А Аристотелей много не бывает… Недаром было сказано: в современном мире есть две группы организаций, фирм, предприятий: те, сотрудники которых всё время учатся, и те, которые вымирают… Можно ещё как-то понять, что у страны не хватает средств построить современные школьные здания такие, например, как школа в Артеке, обеспечить каждого ученика персональным ноутбуком, как это делают в Англии, но держать педагога в положении вечного просителя – позорно для державы.

 

Кор.: В чём заключается это просительство?

С. В.: Государство поставило перед учителем заведомо невыполнимую задачу: Воспитать свободного человека может только свободный педагог, достойного – только достойный, культурного – культурный. Это аксиома. Проблема начинается уже со студенческой скамьи: вузовская система готовит педагогов не для завтрашнего дня (как должно быть) и даже не для сегодняшнего, а для вчерашнего. Это непростая задача, и во всём мире она решается за счёт постоянно действующей системы дополнительных курсов, семинаров, конференций, мастер-классов. Спросите рядового учителя, когда он был последний раз на необходимом ему профессиональном семинаре. Нет средств и нет времени. Учитель не свободен в выборе форм и содержания своей работы, его достоинство унижается постоянным контролем и недоверием, ресурса для повышения культурного и личностного уровня практически нет. Хотя некоторые перспективы, конечно, есть. Если сдать в макулатуру те тонны планов и отчётов, которые пишет школа, полученных денег, наверное, хватит на повышение учительской зарплаты. Правда, управление, которое распоряжается даже заработанными иногда школой средствами вряд ли это разрешит. Как правило, найдётся очередная дыра в другом месте, которую срочно надо заткнуть…

 

Кор.: Неужели всё так плохо?

С. В.: Нет, конечно. Всё гораздо хуже. Хуже в том смысле, что ни у руководства страны, ни у общества, ни даже у педагогического сообщества нет полного осознания той опасности, которая грозит государству, если в системе образования не будут начаты серьёзные реформы. Сейчас в лучшем случае проводится косметический ремонт или в отдельных местах модернизация. В период кризисов, а образование во всём мире находится в состоянии глубокого системного кризиса, необходимо провести значительную экспертно-аналитическую работу, необходим проект новой системы образования, адекватной изменившейся жизни. Необходимо поддержать те прорывные зоны, в которых уже накоплен большой практический потенциал назревших изменений.

 

Кор.: Чем мы может ответить на этот вызов времени?

С. В.: Работой. Экспертным анализом, который провели наши экспертные комиссии. Планом образовательных реформ. Мы выделяем главные направления необходимых изменений: во-первых, осуществить переход от государственной к общественно-государственной системе управления в образовании, что должно заменить нынешнюю идеологию «сверху вниз – приказы, снизу вверх – отчёты» на профессиональный диалог управленцев, педагогов, работодателей и родителей; во-вторых, увеличить бюджетное и спонсорское (за счёт льготного налогообложения) финансирование образования, достойного материального вознаграждения педагогов за главную работу в стране – воспроизводство будущего; в-третьих, изменить статус учителя в обществе, что приведет к уважению к педагогическому труду, привлечению в образование талантливой молодёжи. Вначале создать все необходимые условия для творческой и продуктивной работы педагога, а только потом спрашивать качество её выполнения.

 

Кор.: Что можно пожелать нашим педагогам?

С. В.: Здоровья! Практически каждый педагог в стране достоин памятника при жизни за тот огромный труд, который он вкладывает, чтобы, вопреки устаревшей забюрократизированной системе, пробиваться к душам своих учеников. Разговор по душам! Вот где происходит истинное образование. Да, у общества, у родителей к школе и педагогам есть свои претензии. Профессиональный уровень многих работников образования не соответствует современным требованиям. Но что мы должны твёрдо помнить – это не вина учителей, это наша общая беда. Устарело здание, налетел ветер перемен, прохудилась крыша под напором ливня информации, флюгер, который указывал верное направление, стал вращаться в растерянности... Будем ли мы винить за это проживающих в доме детей и их наставников? Нет! Мы должны вместе, всей общиной, построить для них новый дом, новую школу. Только тогда мы можем быть спокойными за нашу страну и за наше завтра.