ДЕТИ В ОПАСНОСТИ!

 

Известный специалист по вопросам «пространства детства» профессор И. Демакова писала: «Одна из самых оригинальных концепций детства, разработанных в ХХ веке, принадлежит Я. Корчаку. Основные ее идеи могут быть сведены к следующему: говорить о ребенке можно, только рассматривая его жизнь на фоне общества. Эта идея стала фундаментом уникальной, единственной в своем роде истории общества, разработанной великим педагогом-гуманистом, в которой речь идет об истории взаимоотношений двух неравноправных классов – «класса взрослых» и «класса детей». По Корчаку, власть в обществе принадлежит «классу взрослых», которые считают детей своей собственностью, не способны встать на их место и потому не понимают их и не умеют их любить. Дети в обществе – главная страдающая сторона

Создав такую картину мира, Корчак «поймал секрет детства» и сумел перешагнуть через три барьера, которые, как он утверждал, существуют между взрослыми и детьми. Он видел эти барьеры в несовершенстве мира (как дети могут быть счастливы, когда мир так несовершенен?); в скверной работе детских учреждений, функционирующих без учета интересов ребенка; в препятствиях, которые возникают в процессе непосредственного общения ребенка со взрослым.»

Постоянно работая в «пространстве детства», мы – педагоги, психологи, общественные деятели, родители – вынуждены констатировать, что в современной Украине это пространство становится всё более опасным для наших детей. Мы видим, что государство не может в полной мере обеспечить нормальные условия ни для психологического, ни функционального, ни духовного, ни физического развития детей. Мы считаем, что общество не осознаёт до конца, в какой опасности находятся маленькие граждане Украины, а значит, и сама Украина.

Мы заявляем: «Дети в опасности!». Необходимо привлечь внимание общества, каждого гражданина страны к тем достаточно многочисленным, но порой скрываемым фактам и исследованиям, которые доказывают: без незамедлительного пересмотра отношения руководителей государства, политических сил, всех заинтересованных людей к проблемам образования мы рискуем просто потерять наше будущее. Необходимо сфокусировать разлитую в обществе учительскую и родительскую тревогу в одной точке, в одном звоне, в одной волне. Может быть, тогда пресса и телевидение, которые «вспоминают» про школу только накануне первого сентября или в случае «жареных фактов», наконец, поймут, что более «коммерческой и рейтинговой» темы, чем наши дети не существует. Может быть, тогда депутаты всех уровней, наконец, дозреют до умения стратегически мыслить, научатся ощущать себя не временщиками на своей земле и, хотя бы для общего развития, поинтересуются, за счёт чего поднялись из кризиса большинство государств.

Главная проблема для тех, кто взял на себя ответственность за страну, – неумение договариваться. Но мы все – родители. Пусть наши дети станут для нас, взрослых, объединяющим началом. Пусть наша любовь к детям поможет нам научиться понимать друг друга.

Тревога эта уляжется только тогда, когда последний ребёнок в Украине будет вне опасности.