О БЕДНОМ УЧИТЕЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

 

Давайте ещё раз посмотрим на состояние украинской системы образования. Во всех основных государственных документах, с многих высоких трибун сказано-пересказано, что в образовании нужна коренная реформа, что необходимо сменить образовательную парадигму, что в центре всего должен стоять ребёнок. И мы даже видим начало этой реформы: двенадцать баллов, двенадцать лет, внешнее независимое оценивание… Из чего состоит образование? Можно выделить пять основных блоков. Содержание образовательных программ (чему надо учить наших детей), технологии и методы (как сегодня эффективно учить и воспитывать), необходимый для этого ресурс (кадровый, материальный, финансовый), отношения между участниками образовательного процесса (на каких приоритетах на самом деле строятся отношения между родителями и школой, учителями и управленцами, органами власти и учебными заведениями) и, наконец, система контроля в образовании.

1. Происходят ли изменения в содержании образования? По большому счёту – нет. Снова устаревший знаниевый подход, профильная школа примитизирована просто до набора профильных предметов, разговор о компетентностях в научных статьях не переходит в ученические компетентности прежде всего в силу того, что учителя по-прежнему готовят и переподготавливают ко вчерашней некомпетентностной школе… Правда, происходят изменения в содержании отдельных предметов, в истории, например… Но это тема отдельного разговора и об этом позже.

2. Что у нас в технологическом блоке? Стали ли предметом глубокого внимания Министерства образования и науки эффективные современные подходы зарубежных и, прежде всего, отечественных теоретиков и практиков? Созданы ли условия для ищущего свой методический почерк педагога? Спросите об этом у директоров школ, которые пытаются пробить оригинальные творческие идеи сквозь бюрократическую глухоту и немоту.

3. Третий блок – ресурсный. Ну, здесь как о покойниках – либо хорошо, либо ничего, либо правду. Теперь вот Кабмин хочет «подарить» школам финансовую самостоятельность. В результате при реальном отсутствии спонсоров и меценатов в нашем государстве у школы два пути: либо узаконить поборы с родителей, либо, максимально сдав классные комнаты в аренду, переключиться на огороды и разведение кроликов…

4. Вопрос отношений между людьми и организациями – ключевой вопрос в любой сфере деятельности. Государство готовит профессионала для образования детей, а затем контролирует каждый его шаг, не разрешая педагогу самому определять, чему и как учить конкретного Мишу или Катю. Может, государство понимает, что подготовка в педагогических вузах не выдерживает критики и поэтому берёт на себя ответственность за Мишу и Катю? Только вот мальчик и девочка не с государством встречаются на уроке, а с Тамарой Петровной… А то, что на руководящих должностях в системе образования сидят, как правило, политически заангажированные люди, как соотносится с 15 статьёй Конституции Украины, в которой сказано: «Жодна ідеологія не може визнаватися державою як обов’язкова»? А что должен чувствовать директор школы, который обслуживает не ребёнка, а местное образовательное начальство и практически полностью зависит не от мнения родителей, своих коллег и общины, а от того, насколько безропотно он выполняет всё, что спущено сверху? И почему в системе образования, испытывающей глубокий системный кризис, до сих пор нет серьёзного профессионального разговора с участием всех заинтересованных сторон, начиная с родителей и заканчивая работодателями, о новых целях и верных путях развития? Министерство по-прежнему говорит языком императивных приказов и делает вид, что учитывает мнение педагогической общественности, в лучшем случае «организовывая» это мнение так, как ему, Министерству, удобнее. С таким типом отношений – «я начальник, ты …» – никаких преобразований не получится. У государства нет ни ресурсов для нормального финансирования системы образования, ни понимания целей её развития в современных условиях прежде всего в силу отсутствия чётко определённого направления развития страны. При этом надо отметить, что в Национальной доктрине развития образования задан вектор перехода от государственной к государственно-общественной системе образования. Как во всём цивилизованном мире, как в странах с успешно развивающимся образованием. Вектор задан – движения в заданном направлении нет. И пока не предвидится.

5. Ну и, наконец, система контроля в образовательной сфере. Вот где можно увидеть бурную деятельность руководителей образования! Начиная от общегосударственного контроля школ в виде независимого (независимого от кого? Министерство организовывает процесс образования и оно же, по сути, само себя оценивает) внешнего оценивания (не очень удачной и, главное, частичной кальки с зарубежного опыта) до тотального контроля школы и учителя на местном уровне. Не знаешь, как и чему учить, организуй массу мероприятий и потребуй строгой отчётности! У нас есть планы по разным видам работ и планы по проверке выполнения этих планов. Миши и Кати за планово-отчётным забором не видно, и руки до них не доходят…

Что же получается? Содержание образования, мягко говоря, не радует. Современных, реально внедрённых технологий, практически нет. Ресурсное обеспечение неудовлетворительное, качество (а теперь ещё и своевременность) учебников низкое, об оплате очень непростого душевно и физически затратного труда (недаром специалисты с тревогой говорят о педагогическом выгорании учителей) просто стыдно говорить. Служебные отношения в системе образования не содействуют, а порой прямо препятствуют выполнению поставленных задач. А контроль над всем этим усиливается!

Образование давно перестало быть чисто ведомственной задачей. Очень часто грамотные и честные специалисты не в состоянии противостоять системе, которая безнадёжно устарела, но, как любая бюрократическая система, работает на сохранение себя, а не на те цели, которые были изначально заданы. И чем больше наши усилия её изменить, тем более она будет сопротивляться и обюрокрачиваться. Нельзя изменить систему образования, не изменив сути государства. Что для этого надо? Прежде всего – думать. Думать над тем, как изменить систему управления образованием. Думать о том, как нам в наших детях менять психологию «маленького украинца» – а что я могу один сделать? Или хотя бы думать о своём душевном здоровье, которое разрушается недоверием, неуважением, а порой издевательством над людьми, которые честно и бескорыстно выполняют свой педагогический долг. Думать! Кто же, как не учитель, должен думать о главном. Ведь именно этому мы призваны научить наших детей.

В заключенииэтих заметокзахотелось поставить вопрос: «А что по этому поводу думают лидеры нашей страны?» Однако филологическое чутьё подсказывало, что в данном предложении есть лишнее слово. Лидеры? Думают?..