ОБРАЗОВАНИЕ СЛИШКОМ ВАЖНОЕ ДЕЛО, ЧТОБЫ ДОВЕРИТЬ ЕГО ТОЛЬКО ПЕДАГОГАМ

 

Украинский педагогический клуб как неформальное педагогическое сообщество существует уже несколько лет, объединяя известных директоров школ, творческих учителей, ярких управленцев и преподавателей высшей школы, авторитетных учёных, методологов образования, руководителей авторских проектов, журналистов. Одна из главных задач Клуба – независимая общественно-педагогическая экспертиза развития системы образования в Украине.

О чём говорят члены Клуба на своих встречах? Система образования и в Украине, и в мире находится в ожидании перехода в иное качественное состояние. В силу ряда объективных и субъективных причин этот переход затягивается, хотя крайне востребован для развития общества.

Одна из причин этого «топтания на месте» – отсутствие достаточной критической массы среди педагогов, понимающих, как должна быть построена иная, более эффективная, как модно стало говорить, отвечающая на вызовы времени, система образования. Острая необходимость такого перехода связана с тремя глобальными изменениями, которые произошли в мире за последние несколько десятков лет.

В прежние времена и общество, и отдельный человек испытывали нехватку необходимой для решения тех или иных задач информации. Информацию нужно было добывать, работая в библиотеках, участвуя в семинарах и конференциях и т. д. Сегодня мы испытываем ситуацию избыточной информации, ее стало очень много, она лавинообразно нарастает, и человек уже нуждается в защите от этой избыточности.

Второе глобальное изменение – базовое вхождение в культуру через текст сменилось на работу с образами. Мы уже мало читаем и в большей степени работаем с компьютером. В результате у молодежи формируется «клиповость» сознания. Сама по себе такая смена (текста – на образы) является логическим следствием развития цивилизации, но если текст, помимо передачи информации, нес в себе духовное начало, воспитывал, то набор картинок далеко не всегда выполняет эту функцию.

И, наконец, третье глобальное изменение – принципиально другая структура рынка. Если раньше образование человек получал на всю жизнь и смены видов деятельности рассматривались как негативное явление, как несерьезность жизненной позиции, то теперь это приветствуется, является степенью приспособляемости человека к быстро изменяющему миру, а, следовательно, является показателем его успешности и самореализации.

Как могут проходить серьезные изменения в системе образования? Мы можем делать ремонт, проводить модернизацию, осуществлять реформы, вырабатывать иную образовательную политику, разрабатывать стратегию развития общества, в котором приоритетом является образование, провозглашать современную государственную идеологию и, наконец, как высший уровень, внедрять инновационные подходы к жизни. Обновление образования происходит по приведенной схеме в обратном порядке: от инновации через идеологию к реформам. Что происходит у нас? Местами – модернизация, кое-где – ремонт без целостного видения и выработанной образовательной политики… Этого крайне мало.

Жизнь не стоит на месте, и в образовании, особенно в практике, получено много интересных результатов, наработаны более эффективные формы и новое содержание, которые нужно передать детям для их самореализации в этом быстроменяющемся мире. Однако государственная система образования не всегда поддерживает этот инновационный поиск, а порой и препятствует ему. С одной стороны, мы не может приостановить процесс образования, для того чтобы в удобном режиме осуществить необходимые реформы. Дети должны ходить в школы, а студенты в вузы – каждый день. С другой стороны, каждый день отсрочки глубоких преобразований увеличивает разрыв между запросом жизни и конечным образовательным продуктом существующей системы. На таком цивилизационном разломе, через который мы вынуждены проходить сейчас, недостаточны усилия только специалистов самой системы образования. Перефразируя Талейрана, образование слишком важное дело, чтобы доверить его только педагогам. Необходима консолидация общества вокруг этой проблемы и политическая воля руководителей страны для ее решения.

Усилия творческих, неравнодушных педагогов, заинтересованных родителей, всех, кто понимает важность реформы образования для страны, несомненно, приведут к тому, что школу будут заканчивать образованные, современные, здоровые дети, готовые к построению своей успешной жизни. А что еще нужно стране?