ПОКЛОНИТЕСЬ УЧИТЕЛЮ. И ПУСТЬ ВАШИ ДЕТИ ЭТО УВИДЯТ

 

 

Учитель перед началом учебного года как витязь на распутье. Прямо пойдёшь – тем же маршрутом, по той же программе, раскроешь прошлогодние конспекты, поменяешь в дате одну цифру… Да, пришли новые дети, и жизнь за окном бурлит, меняясь ежедневно, особенно на экране телевизора… Но в школе те же коридоры, те же учебники, с тем же опозданием приходящие к ученикам, те же темы учебного плана, тот же устаревший компьютер… И где-то в душе предательски шевельнётся тоска от предстоящей рутинной работы…

Налево пойдёшь с желанием менять, творить, внедрять новые методики, но… Есть ли у педагога реальные возможности для профессионального и личностного роста, самообразования, да просто новинки литературы читать, ходить регулярно в театр, ездить на педагогические конференции? А просто с детьми неформально общаться, вникать в детские проблемы, вслушиваться в души своих воспитанников? Вопрос риторический… А ведь детям прежде всего нужен значимый взрослый, интересный собеседник, яркая личность, опытный наставник, то есть человек развивающийся. Не до того. Успеть бы все бумаги заполнить, все отчёты написать, мероприятия провести, сверху спускающиеся как осенний, никому не нужный дождь…

Направо? Не договорить на уроке, не дообъяснить, а потом намекнуть родителям, что его неуспевающему чаду нужны дополнительные занятия, платные, разумеется… Ведь при такой зарплате как может учительница достойно одеваться и не выглядеть на фоне своих учениц синим чулком?..

Вот и стоит школа на распутье. Прямо – скучно, налево – нереально, направо – стыдно. А может, не по той дороге идём?..

Системе образования, как и всей стране, нужны реформы. Взвешенные, грамотные, системные, может, даже осторожные (дети!), но – реформы! Слово «реформа» означает «преобразовывать, изменять». Изменять, чтобы получить иное. Иное содержание школьных программ? Пожалуй – школа должна учить жизни и умению работать, а не основам наук прошлого века. Иная модель управления? Несомненно! Государственная система образования является и заказчиком, и исполнителем, и контролёром образовательных услуг. С точки зрения науки управления, это, мягко говоря, неэффективно. Иной статус, иное отношение общества, иная оплата работы педагога? А вы не задумывались, почему даже те молодые люди, которые поступают в педагогические вузы, к концу учёбы в большинстве своём не хотят идти работать в школу?

Валентин Михайлович Шейман, талантливый учитель из Краматорска, учил меня когда-то: «Не берись за всё сразу. Возьми два-три самых важных дела и сделай их как надо». За какие проблемы нужно взяться в образовании? Существующий ныне отраслевой принцип управления неэффективен в гуманитарной сфере. Сохранять его в Украине значит вольно или невольно воспроизводить тоталитарное мировоззрение в умах нового поколения. Более того, до последнего времени бюрократическая сущность управленческой модели в образовании усиливалась. Старые системы без боя не сдаются. Решение есть и даже прописано в стратегических государственных документах: перейти к общественно-государственной модели управления, перераспределив управленческие функции между государственными, муниципальными, профессиональными и общественными структурами. Отлаженная в мировой практике схема – образовательные округа, в совет которых входят педагоги, родители, общественные деятели, бизнесмены. Они лучше и эффективнее решают задачи своего района, чем чиновник, более зависящий от начальства сверху, чем от нужд детей и педагогов снизу.

Главная фигура в образовании – педагог. Ему мы отдаём наше самое дорогое – наших детей. Создать все условия для учителя, поверить ему, а уже потом, естественно, спросить за качество – задача и забота всего общества и государства. Встретили на улице – поклонитесь учителю. И пусть ваши дети это увидят.

Ну и, конечно, ресурсное обеспечение. Бюджет не поднимет огромную систему образования до мировых стандартов (а иначе нельзя!).

Страна, разреши фирмам, организациям, бизнесменам перечислять на льготных условиях часть своей прибыли конкретной школе. В этой школе учатся твои дети, страна!

Двадцать второй год Украина идёт в первый класс. Азы науки всегда даются нелегко. Но когда их усвоишь, так всё становится интересно, такие результаты получаются! Помните ощущения, когда вы получили первую отличную оценку?