ЖИЗНЬ ТРЕБУЕТ ЛЮДЕЙ, У КОТОРЫХ «БУДУЩЕЕ В КРОВИ»

 

В мире происходят быстрые изменения, связанные с новыми принципами в экономическом и социальном развитии, что предъявляет принципиально иные требования к системе образования. Анализ источников образовательных исследований показывает, что во всём мире идёт активный поиск других путей и смыслов образовательной деятельности.

Рыночная экономика открывает перед человеком свободу предпринимательства, требуя при этом от него принципиально новых инструментальных навыков, прежде всего управленческого характера, а также выводя на принципиально иной уровень ответственности за принимаемые решения. Очевидно, что и сама система образования должна при этом претерпеть существенную перестройку.

Восприятие образования как средства и инструмента национального и регионального развития показывает изменение отношения к нему со стороны общества, государства, местных сообществ и муниципальных властей. Стандартный внутриотраслевой способ решения проблем больше не работает, привычные рамки становятся сдерживающим фактором, возникает необходимость в инновационных подходах. Важнейшая роль в развитии человеческого потенциала принадлежит образованию, которое должно отвечать запросам современного общества и экономики. Для этого необходимо преодолеть свойственный образованию консерватизм, сделать его открытой системой.

Реформы в образовании назрели. Это выражается в следующем:

–        перегруженности учителей и директоров школ формальной, часто ненужной бумажной работой. Система работает не на ребёнка, а сама на себя, создавая видимость продуктивной работы. Это ясно осознаётся педагогами, они крайне недовольны сложившимися условиями и стереотипами;

–        отторжении родителей от образовательного процесса. Они не чувствуют себя партнёрами школы, заказчиками образования своих детей, а только дополнительным источником средств для функционирования учебного заведения;

–        профессиональной деградации педагогических работников. У них нет ресурса, а главное, мотивации в саморазвитии, повышении своей квалификации. Система последипломного образования в условиях отсутствия конкуренции не способна оперативно решать задачи поддержки педагогов и вызывает у многих раздражение; подготовка педагогических работников выстроена по вчерашним лекалам и только усиливает неэффективность системы; молодёжь не видит в образовательной сфере перспектив;

–        бюрократическом стиле управления образовательной сферой. Практически отсутствует диалог о накопившихся проблемах как в профессиональном сообществе, так и в стране в целом. Кризис в образовании замалчивается, что ведёт к дальнейшему падению качества образовательных услуг;

–        всё увеличивающемся отрыве системы образования от достижений современной цивилизации. Образование застряло во вчерашнем дне. Образование это прежде всего сфера производства кадрового потенциала региона, страны. Образование необходимо для «осознанной занятости», при этом демократические принципы управления, рыночные механизмы развития, современные информационные технологии в образовании практически отсутствуют.

 

С другой стороны, общество ещё не готово поддержать уже созревшие в головах методологов и проектантов реформы, а устаревшая система управления достаточно жёстко удерживает образование в привычных рамках. Опыт внедрения налоговой и пенсионной реформ показывает, что перед реализацией разработанных шагов крайне важно провести подготовительно-разъяснительную работу, подготовить общество к осознанному принятию назревших, но не всегда понимаемых изменений. Тем более это касается такой деликатной сферы, как Детство.

 

Анализ закономерностей функционирования крупных социальных систем, к числу которых, безусловно, относится и система образования, показал, что успех реформирования напрямую зависит от качества управления. Иными словами, в радикальной реформе в первую очередь нуждается модель управления системой образования как в центре, так и на местах. Старые механизмы, соответствовавшие принципам централизованной плановой экономики и обеспечившие в свое время прорыв страны в области образования, в изменившихся условиях превратились в тормоз и порождают фундаментальные проблемы.

Для достижения поставленных целей необходимо создание нового организационно-экономического механизма систем общего и профессионального образования на государственном и региональном уровнях. Для управления принципиально другой организацией образовательных ресурсов, для достижения поставленных целей реформирования возможным оказывается управление системой образования в форме создания образовательных округов.

 

Поэтому основная цель на данном этапе заключается в решении трёх задач.

Первая. В развёртывании широкого диалога в обществе о сложившейся ситуации и путях развития образования с опорой на людей, которые уже ищут конструктивного разговора (таких немало и в сфере образования, и вне её), но им не достаёт каналов и площадок для дискуссии.

Вторая. В создании прецедентов иных эффективных, прежде всего управленческих схем, новых форм и иного содержания образовательных проектов.

Третья. В организации инновационных структур для поиска прорывных зон в образовательной практике, изучения зарубежного опыта, разработки, внедрения и поддержки образовательных реформ. Такими структурами могут быть, например, проектное бюро образовательных реформ, работающее по принципу временных творческих коллективов под конкретную задачу, и финансовый фонд поддержки реформ в образовании, созданный при участии бизнеса и возглавляемый авторитетными в стране людьми.

Суть новой идеологии реформирования образования в изложении президента Украинского педагогического клуба В. А. Никитина состоит в следующем:

–        выращивание новой системы образования рядом с существующей, а не ремонт того, что есть;

–        максимальное разнообразие форм образования;

–        многоуровневость образования и соревновательность в доступе к более высоким уровням;

–        децентрализация управления сферы образования через создание инновационо-образовательных округов под идею развития страны через развитие регионов;

–        образование это прежде всего сфера производства, а затем – социальная сфера. Система образования занимается производством кадрового потенциала региона, страны.

Особенность концепции современного подхода заключается в анализе существа образовательных проблем и определении направлений и путей их решения не столько через привычные нормативно-организационные механизмы различных уровней образования и функциональные методы управления, сколько в поиске в практике уже возникших прорывных зон, перспективных начинаний, людей, у которых «будущее в крови», и оказании им всемерной поддержки.