ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАБОТЫ ШКОЛЫ

Как руководителю увидеть, что на самом деле происходит в школе с ребёнком и педагогом? Средство обнаружить потенциальные резервы и скрытые опасности в педагогическом коллективе.

 Сергей БРАТЧЕНКО

ИДЕЯ ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

«Все, что мы несем детям и что может

повлиять на их судьбу, подлежит проверке

судом совести, согласно императиву:

«Не вреди!». И здесь он должен быть строже,

чем во врачевании…»

Г. С. Батищев

 

«…мы когда-нибудь поймем,

что помочь людям быть личностями –

это значительно более важно, чем помочь им

стать математиками или знатоками

французского языка или чего бы то ни было еще».

К. Роджерс

 

Главное предназначение ГЭО (гуманитарной экспертизы образования) – дать ответ на этот фундаментальный, экзистенциальный, по сути своей гуманитарный запрос: в какой мере в школе созданы условия для комфортного, эффективного и по-человечески полноценного существования и развития детей и взрослых (который, конечно, далеко не всегда ясно осознан и четко выражен, но реально есть всегда). Именно этим запросом в первую очередь предопределяются цели, задачи, основные функции ГЭО и ее предмет.

При исследовании образовательных проектов (ОП) один из главных смыслов ГЭО – помощь в понимании того, что же реально осуществлено в данном проекте в гуманитарном измерении и каковы перспективы его дальнейшего развития. Это такая содержательная «обратная связь», которая должна позволить всем участникам проекта действовать не впотьмах и не наугад, а осознанно и осмысленно, на основании ясного понимания как реальных достижений, так и имеющихся проблем и путей их решения.

Таким образом, среди основных функций ГЭО можно назвать следующие:

проясняющая (т. е. экспертиза должна помочь участникам проекта и всем, имеющим к нему отношение, понять больше и глубже, чем они понимали до этого);

защитная (осознающая отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психогигиены, охраны здоровья и т. п.);

развивающая (т. е. экспертиза – это не простая констатация, но выявление возможностей и потенциала развития данного ОП, а также получение ценных «уроков» для разработки других проектов);

оценочная (это самая банальная и, возможно, самая «неприятная», но, увы, часто необходимая функция любой экспертизы);

легализации (необходимая для призвания ОП, его поддержки и дальнейшего распространения).

Экспертиза будет тем более эффективной, чем полнее будут реализованы все ее функции.

Основные задачи гуманитарной экспертизы образовательного проекта в самом общем виде выглядят так:

определение сущности ОП и его концептуальных оснований;

исследование реальной картины практического осуществления ОП;

анализ результатов и последствий ОП (в том числе отсроченных);

выяснение приемлемости ОП – с точки зрения непротиворечивости правам человека и законодательству;

выявление ценности ОП, его достоинств и преимуществ с точки зрения основных гуманитарных критериев;

выявление ограничений ОП, проблем и затруднений, возникших при его реализации, а также путей их разрешения и усиления общей гуманитарной ценности всего проекта;

определение перспектив проекта.

Здесь перечислены только самые общие задачи, которые для каждой экспертной ситуации дополняются более конкретными и специфическими задачами.

Для гуманитарной экспертизы, как показал опыт, целесообразно использовать в качестве основных составляющих ее объекта следующие блоки (рассмотрим их на примере школы; экспертиза других образовательных учреждений имеет сходную структуру):

1. Учащиеся.

2. Преподаватели.

3. Учебно-воспитательный процесс.

4. Уклад жизни школы.

5. Среда и окружение.

Такое разделение, конечно же, весьма условно, и названные блоки в реальности не обособлены, а тесно взаимосвязаны, имеют много точек соприкосновения и пересечения; тем не менее оно позволяет упорядочить экспертизу и определить ее приоритеты. Главный, одновременно и исходный и конечный, объект ГЭО – ребенок, его жизнь в школе и его развитие. Остальные компоненты могут анализироваться двояко: как условия и факторы влияния на ребенка и/или как самостоятельные объекты ГЭО.

Следующий шаг – выявление тех аспектов и проблем, тех сторон, свойств и элементов объекта, которые имеют гуманитарный смысл, и изучение которых позволило бы ответить на главный вопрос ГЭО: что здесь происходит с человеком в его человеческом измерении. Именно эти аспекты наиболее важны для гуманитарной экспертизы и составляют предмет ГЭО.

 

«Учащиеся»

Ребенок, его жизнь и развитие в школе – это центральная, определяющая «сфера интересов» ГЭО и, одновременно, самая сложная и неисчерпаемая. Существует множество подходов к выделению и описанию наиболее значимых качеств ребенка. Для гуманитарной экспертизы важны прежде всего три предметные области:

1. Психологическое здоровье, или личностная зрелость.

2. Нравственная зрелость.

3. Гражданская зрелость и социокультурная компетентность.

 

«Преподаватель»

Учитель (преподаватель) давно стал предметом самого активного изучения. Соответствующих исследований в психологии и педагогике – великое множество. Из бесчисленного количества аспектов этой проблемы гуманитарную экспертизу интересуют в первую очередь два:

а) в какой мере учитель сам реализует себя и развивается как личность, каково ему живется в школе с позиций «человеческого измерения»;

б) в какой мере учитель способствует здоровому, полноценному существованию детей и их личностному росту.

Исследование первого вопроса (которое вполне может рассматриваться как самостоятельная задача ГЭО) строится, по сути, в той же логике, что и в отношении ребенка. Только для взрослого предполагается большой уровень зрелости и компетентности по всем перечисленным выше параметрам. Но не потому, что он якобы должен быть для детей примером, идеалом, образцом для подражания (нет – становление личности не осуществляется путем подражания), а потому, что в отношении личностного роста справедливо правило: подобное порождается подобным. Только счастливый, любящий себя, сильный, творческий взрослый может помочь детям стать таким же.

Однако сама по себе личностная полноценность и социальная компетентность учителя – необходимое, но не достаточное условие для успешного осуществления им функций педагога, воспитателя. Поэтому особую важность для ГЭО приобретает второй вопрос – способен ли учитель помочь учащимся в сложном и драматическом процессе их развития и личностного становления, готов ли он обеспечить необходимые для этого условия. Именно эта способность помогает развитию ребенка (способность быть фасилитатором – тем, кто способствует становлению и росту) отличает настоящего Учителя от «просто хорошего человека» – специалиста в какой-либо области. И именно эти способности учителя как фасилитатора и составляют предмет ГЭО прежде всего.

Обобщая результаты многочисленных работ на эту тему (Rogers, 1983; Бернс, 1986; Корчак, 1986; Лэндрет, 1994; Гиппенрецтер, 1997 и др.), можно представить фасилитативную способность состоящей из 5 основных искусств:

искусство уважения;

искусство понимания;

искусство помощи и поддержки;

искусство договора;

искусство быть собой.