ВОСЕМЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ НУЖНО ПРИЙТИ НА ФОРУМ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

2–3 апреля 2012 года, Киев

Открытый международный университет развития человека «Украина»

5–6 апреля, Ялта

Крымский гуманитарный университет

 

1. Что нам делать с классно-урочной системой и сложившейся вокруг неё малоэффективной бюрократической системой управления образованием? Как быть учителям, подобным автору письма, написавшему в адрес Форума: «Интересуюсь и болею проблемами современной школы, тону в ворохе бумажек, отчетов, ненужных мероприятий, конкурсов и условностей, чьих-то бизнес-проектов и т.д., поэтому, как и многие, нахожусь на грани творческого истощения. Скоро выйду на улицу с плакатом: «А можно я просто буду учить детей?!!» Психологами доказано, что для 80% учителей такая «конкурсно-бумажная» атмосфера противопоказана – им нужна тихая спокойная вдумчивая работа с детьми. Наша общая беда – стереотипы и мифы, что система образования может быть только такой. «А что мы можем изменить? Всё равно наверху решат по-своему…» Но ведь жизнь не стоит на месте. С каждым днём она уходит вперёд и дальше, уводя с собой наших детей. К другой жизни, к другому образованию. Оно уже существует. В отдельных элементах, отдельных проектах, отдельных школах и университетах. Эту становящуюся, проступающую иную систему образования мы называем открытым образованием. На Форуме вы получите целостное представление о ней, системе её принципов и перспективах развития. И – главное – можно ли переходить к ней здесь и сейчас? Мы презентуем уже активно работающие проекты в системе открытого образования.

2. Общий вектор развития образования намечен – личностно ориентированное. Но как его осуществить в рамках традиционной системы, не ориентированной ни на личность ребёнка, ни на личность учителя? Как реализовать в школе три основных принципа гуманной педагогики, если в государстве они практически не реализуются? Как противопоставить мощной негуманной индустрии рыночной рекламы слабые ресурсы школы? Внешние стимулы, на которые всегда опирались учителя («хочешь быть успешным – учись!»), сегодня не работают. В условиях кризиса всегда необходимо пересмотреть философские основания и принципы и найти опору в иных, внутренних стимулах. Они уже найдены в авторских и инновационных школах, и на Форуме об этом пойдёт разговор.

3. Открытое образование реализует принцип индивидуализации. Не путать с принципом индивидуального подхода в обучении! Это неизбежно выводит нас за рамки классно-урочной системы в пространство избыточности и необходимости делать самостоятельный выбор. А значит, возникает спрос на новую педагогическую позицию – тьютор. В Украине сложилось однобокое представление о тьюторе как преподавателе только в дистантной системе обучения. На самом деле тьютор – это новая и в ближайшей перспективе ключевая профессия в образовании. Без тьютора трудно представить себе настоящее профильное обучение (то, что происходит сейчас в школе, нельзя называть профильным обучением – как правило, это углублённое изучение группы предметов). Отдельная задача профильности – работа с одарёнными детьми. Без тьюторских технологий она будет малоэффективной. На Форуме вы узнаете о задачах и моделях современного профильного образования.

4. «Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Эта гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему». Как обстоят дела с инклюзией в Украине и у наших российских коллег? Организаторы Форума имеют уже значительный опыт на этом непростом пути, готовы поделиться им и перенять ваш, обсудить существующие проблемы.

5. Куда ведёт нас Болонская система, как преодолеть разрыв между школой и университетом, что дало, а чего лишило нас внешнее независимое тестирование? И насколько оно независимо? На Форуме – профессиональный диалог между преподавателями высшей и учителями средней школ.

6. Форум – это не научная конференция, а площадка для разговора, поиска решений, обмена опытом, встречи с единомышленниками и потенциальными партнёрами. Этой задаче соответствуют форматы этапов Форума – обзорные и обобщающие украинский и мировой опыт сообщения спикеров; панельные дискуссии, когда вначале тему обсуждают эксперты, а затем модератор предоставляет возможность всем задавать вопросы экспертам; работа участников Форума в технологии открытого пространства. Технология открытого пространства (от англ. Open Space) — это, как известно, современная методика проведения обсуждений, сфокусированных на конкретных целях, но начинающихся без специального планирования, когда участники создают расписание непосредственно на самой встрече. Вы сможете задать тему или проблему, собрав для её обсуждения заинтересованных людей, и совместными усилиями продвинуться в её решении или осознании с новых иногда неожиданных позиций других участников.

7. Наконец, во время двухдневной киевской части Форума вы сможете познакомиться с новым современным корпусом, лабораториями, образовательными центрами и ведущими специалистами Открытого международного университета развития человека «Украина», а во время ялтинской части Форума – Крымского гуманитарного университета, которые наращивают практический потенциал в дистантном образовании. О дистантном обучении, новых формах и методах, тьюторском сопровождении, перспективах развития этой формы учебной работы в школьном и вузовском образовании также состоится обстоятельный разговор.

8. Последняя, она же главная причина, по которой следует прийти на Форум, – это неформальное общение с яркими интересными личностями, ведущими специалистами, профессионалами высокого класса, творческими, ищущими педагогами. И заметьте, такими являются все без исключения участники Форума. Потому что вы честно и грамотно делаете дело, которому служите, а мы, организаторы многих всеукраинских и международных фестивалей и форумов, умеем создать атмосферу профессионального диалога, доверительной искренности и радостного человеческого общения.