Форум открытого образования

22―26 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА  БУДЕТ ПРОВЕДЁН

ТРЕТИЙ ВСЕУКРАИНСКИЙ ФОРУМ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ОН БУДЕТ ПОСВЯЩЁН ВОПРОСАМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

ВЕЩИ НУЖНО НАЗВАТЬ СВОИМИ ИМЕНАМИ, ИБО

«ПРАВДУ ГОВОРИТЬ ЛЕГКО И ПРИЯТНО»

 

WWW.OPENSCHOOL.COM.UA

 

ВТОРОЙ ВСЕУКРАИНСКИЙ ФОРУМ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

проходил в два этапа.

  • Первый 2–3 апреля 2012 года на базе киевского Открытого международного университета развития человека «Украина».
  • Второй этап прошел в Ялте 5–6 апреля на базе Крымского гуманитарного университета.

Второй Форум продолжил тему первого Форума (Киев, 24–27 октября 2011 года) «Образование будущего в меняющемся мире».

Всего в обеих частях Форума  приняло участие 98 человек из 24 городов Украины, России и Финляндии. Участники Форума обсуждали принципы и особенности становления новой системы открытого образования, её теоретические основы и накопленный практический опыт.

С базовыми сообщениями на киевском форуме выступили президент Украинского педагогического клуба Владимир Никитин (методология открытого образования) и члены правления Зоя Гаркавенко (психологические аспекты современного образования), Алексей Греков (опыт реализации принципов открытого образования в одной школе) и Сергей Ветров (тьюторское сопровождение в образовании).

Жанр форума позволяет свободное и активное участие в дискуссиях всех участников. Однако всё же хочется выделить интересные выступления Юрия Богачкова (дистанционное образование), Наталии Софий и Ларисы Остролуцкой (инклюзия), директора киевского лицея «Лидер» Дмитрия Кравченко и его коллег (гештальт в учебном процессе), Веры Зоц (препятствия на пути к открытому образованию). Директор Института открытого образования Университета «Украина» Елена Майборода рассказала о результатах и перспективах инновационного развития одного из крупнейших частных вузов Украины, а Владимир Никитин презентовал проект «Персоналитет» как новый формат и иной подход в системе высшего образования.

Ялтинская часть форума проходила на базе одного из ведущих вузов (и не только автономной республики) — Крымского гуманитарного университета. Мастер-класс Алексея Грекова (частная школа «Афины») и плодотворная дискуссия первого дня дополнилась во второй день спонтанно возникшим ярким диспутом между исполнительным директором Клуба Сергеем Ветровым и ректором КГУ академиком Александром Глузманом, удовольствие от которого получили участники форума и приглашённые преподаватели и студенты университета.

В завершение блестящий мастер-класс по педагогике Монтессори был дан Еленой Хилтунен из Хельсинки и её петербургскими коллегами монтессори-педагогами Валентиной Михайловой и Алексеем Колабаевым. Участники Форума посетили ялтинский экспериментальный комплекс «Школа будущего». Несомненно, успешной работе Форума способствовала весенняя ялтинская погода: цветущие деревья, распускающиеся магнолии, шум морского прибоя…

 

 

 

ПЕРВЫЙ ВСЕУКРАИНСКИЙ ФОРУМ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

26–27 октября в Киеве в Центре семейного развития «Дивосвит» состоялся всеукраинский Форум открытого образования. Инициаторами Форума стали Украинский педагогический клуб и ещё более двух десятков общественно-педагогических объединений, высших научных и учебных заведений, инновационных школ и образовательных центров Украины и других стран.

Основной темой, которую обсуждали эксперты из двадцати регионов Украины, стала «Образование будущего в меняющемся мире». Участники Форума обратились к делегатам III Всеукраинского съезда работников образования с открытым письмом. В письме говорится:

Уважаемые делегаты съезда!

Возможно, главное, что объединяет всех взрослых, — это наши дети, продолжение каждого из нас, надежда и будущее нашей страны. Но будущее наступит не завтра — оно уже сегодня сидит за школьными партами и в студенческих аудиториях. Довольны ли мы школой, всей системой образования? Пожалуй, чаще нет.

Родителей тревожит агрессивность школьной среды и возмущают денежные поборы. Работодатели всё громче говорят о тотальной неготовности выпускников вузов к профессиональной деятельности. Статус и условия деятельности педагогических работников не позволяют им эффективно выполнять свою работу.

Медики бьют тревогу о критическом состоянии здоровья молодёжи, а Всемирная организация здоровья утверждает, что Украина занимает первое место в мире по детскому алкоголизму. Социологи обращают внимание на опасную тенденцию – молодые украинцы видят свою счастливую жизнь чаще за рубежом…

Но самое главное — Украина не готова к глобальным вызовам современности и, в первую очередь, из-за отсутствия внятной и конкретной стратегии развития государства и общества, крайне недостаточного внимания, а порой непонимания роли образования в современной жизни.

Образование не может дальше быть отдельным замкнутым социальным институтом, отдельной профессиональной сферой. Настала острая потребность в образовании всей страны, придании всему процессу развития общества инновационного характера. Причём не на словах, а в реальных действиях.

Представляя экспериментальное крыло украинского педагогического сообщества, формирующуюся систему Открытого образования, мы обращаемся к делегатам съезда и к руководству страны с призывом отойти от узковедомственного понимания роли образования в жизни социума, осознанию того, что образование неизбежно становится открытым.

Будущее не приходит само, его создаем мы. Завтрашний день Украины может быть спроектирован и выращен только через объединение всех интеллектуальных и творческих сил её граждан. Мы призываем съезд стать не «производственным совещанием», которое утвердит график движения системы образования на ближайшие десять лет, а началом серьёзного разговора в обществе о школе, о будущем наших детей и нашей страны.

Мы обращаем внимание делегатов на то, что многие проблемы, перед которыми стоит система образования, уже решены. В инновационных школах, центрах, на площадках Открытого образования реализованы принципы и отработаны технологии, которые уже сегодня делают обучение персонифицированным, воспитание качественным, образование современным. Мы готовы передать всем накопленный образовательный потенциал.

Готова ли система образования изменяться, как изменились мы? Готовы ли педагоги вновь вернуть себе достоинство и радость творческого труда, которые мы сохранили в себе?

Практически все реформы, которые начинались «сверху», не увенчались успехом. Если мы ответственные взрослые, почему мы не учимся на своих ошибках? Если мы понимаем, что гражданское общество есть необходимое условие дальнейшего развития страны, то почему мы боимся его строить?

Участники Форума открытого образования, среди которых и народный учитель Украины Николай Гузик, и Артём Соловейчик, сын Симона Соловейчика — автора «Манифеста педагогики сотрудничества» (25-летие этого ключевого для всех педагогов документа мы отмечаем сегодня), и Гордон Драйден из Новой Зеландии, создатель мирового бестселлера «Революция в обучении», и тысячи людей, наблюдавших за работой Форума в онлайн-режиме, уверены в наших возможностях преодолеть ставшие перед нами проблемы. Если мы будем вместе и будем ответственны перед своим будущим.

Съезд работников образования 28 октября открылся и в этот же день завершается. Форум открытого образования свою работу не прекращает. Мы начали открытый диалог об образовании будущего в меняющемся мире.


Форум — инициатива общественно-педагогических организаций и движений, образовательных инновационных центров, научных и учебных учреждений Украины, приватных и государственных школ, работающих в идеологии открытого образования.

Цели Форума

  1. Первый Форум приурочен к 25-летию публикации манифеста Педагогики сотрудничества. Мы все, кто разделяет идеи педагогики сотрудничества, работает над созданием системы Открытого образования, собираемся для анализа полученных результатов и обсуждения имеющихся вопросов и проблем.
  2. Мы разделяем тревогу родителей и педагогов, работодателей и медиков, всех ответственных граждан в том, что украинское образование, призванное быть общество- и государство-образующей системой не выполняет своих функций, не является приоритетной сферой у руководителей страны, и более того, находится в состоянии деградации. Задача Форума — ещё раз привлечь внимание общественности к этой опасной тенденции.
  3. Понимая, что наша позиция вряд ли будет услышана представителями государственных ветвей власти, мы обращаемся к власти четвёртой — средствам массовой информации — с призывом организовать в обществе широкую публичную дискуссию о важности перехода от государственной к общественно-государственной системе управления образованием. К замене школы, ориентированной на вышестоящего чиновника, на школу для ребёнка и учителя.
  4. Форум — подведение итогов развития общественно-педагогического движения в стране за последние 20 лет и, одновременно, начало нового этапа выращивания школы нового времени, образования, открытого к изменённому и меняющемуся миру.