Международная школьная аспирантура

В конце 20-го – начале 21-го века произошло резкое ускорение развития цивилизации. Школа, веками выполнявшая функцию подготовки детей к взрослой жизни путём передачи знаний и опыта предыдущих поколений, оказалась перед стратегической проблемой: что передавать в условиях нового нестабильного, быстро меняющегося мира? Система образования оказалась оторванной от новых запросов жизни, и этот разрыв продолжает увеличиваться. Школа, вуз учат не тому, что нужно сегодня человеку, обществу, а тому, что знают и умеют учителя и преподаватели, то есть вчерашним знаниям. В результате мы имеем следующую ситуацию.

  1. Кризис системы образования является мировым и системным. Мы стоим на пороге смены образовательной парадигмы: от социокультурной (от культуры – к ученику) к антропологической (от ученика – к культуре).
  2. Наметилась смена образовательных систем. Пока ещё доминирует традиционная, в основе которой классно-урочная технология, но её начинает вытеснять инновационная открытая система, реализующая иные, например, проектные технологии.
  3. В образовательной практике и педагогической науке накоплен достаточный творческий опыт, дающий положительные результаты в деле образования молодого поколения, подготовке его к завтрашней жизни, про которую мы сегодня знаем критически мало. Однако этот опыт мало востребован традиционной системой образования.

Для дальнейшего движения прежде всего необходим иной стандарт педагогической деятельности, ориентированный на другой результат: самореализацию ребенка, утверждение его самоценности, развитие способности к коммуникации, принятию других людей, способности к сотрудничеству, кооперации, самообразованию, что требует другой предметности педагогической деятельности или другойквалификации. Наш проект носит поисковый характер в рамках формирования новой системы открытого образования.

 

 

ИДЕЯ ПРОЕКТА заключается в создании дополнительной к школьному обучению международной программы развития способных к образованию талантливых детей, ставших победителями или призёрами различных олимпиад, творческих конкурсов, интеллектуальных соревнований. Заявившие о себе школьники нуждаются в персональной педагогической поддержке, помощи в построении индивидуальной образовательной траектории, подготовке к дальнейшей учёбе в высших учебных заведениях, укреплению исследовательских навыков, нравственном совершенствовании с целью подготовки к дальнейшей продуктивной творческой деятельности.

 

Существующие проекты и программы для развития одарённых детей как государственные, так и коммерческие (олимпиады, конкурсы, малые академии наук и т.п.) строятся в логике предметного обучения, находясь в рамках традиционной, с нашей точки зрения, устаревшей социокультурной (знаниевой) парадигмы. В большей степени они в режиме конкурса с другими участниками выявляют уровень школьных знаний и способностей школьника, в меньшей – работают на индивидуальное развитие его талантов, которые не всегда находятся в рамках содержания классно-урочной системы. Наша программа строится в иной образовательной парадигме – антропологической. Она ставит целью развитие ребёнка прежде всего в «соревновании с самим собой». Личностный рост, нравственные ориентиры, выбор профессионального пути, готовность к решению сложных жизненных задач, подготовка к успешной учёбе в высшем учебном заведении с первого дня студенческой жизни, ответственность за своё здоровье, умение не поддаваться негативным влияниям и манипуляциям – задачи, которые ставят перед собой разработчики школьной аспирантуры – переходной структуры между школой и вузом.

Почему «аспирантура»? «Аспирант – это личность, которая готовится к научной деятельности и проходит для этого специальную подготовку при высшем учебном заведении» (Толковый словарь иностранных слов, 2002). Международная школьная аспирантура создаётся при Открытом международном университете развития человека «Украина» при участии группы высших учебных заведений и образовательных центров и учреждений Украины и других стран.

 

 

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

1.      Создание международной сетевой образовательной структуры для развития одарённых детей.

2.      Разработка развивающей образовательной программы в логике антропологической парадигмы и в рамках открытого образования.

3.      Создание экспериментальной платформы для формирования вариантов нового содержания среднего образования.

4.      Развитие профориентационной работы высших учебных заведений на новых инновационных основаниях.

 

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1.      Разработать принципы и схему международной сетевой образовательной структуры для развития одарённых детей.

2.      Сформировать пул стратегических партнёров проекта. Создать наблюдательный Совет Международной школьной аспирантуры.

3.      Сформировать группы разработчиков развивающих проектов в направлении пяти сфер человеческой деятельности: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-социум, человек-знак.

4.      Организовать подготовку тьюторов для сопровождения юных аспирантов.

5.      Создать в Интернете образовательный портал проекта.

6.      Разработать положение и принципы обучения в МША.

7.      Провести набор и организовать процесс обучения в аспирантуре.

 

 

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

1.      Школьники, ставшие победителями, призёрами и активными участниками различных учебных олимпиад и конкурсов, малых академий наук, исследовательских программ, начиная с районного и городского уровня.

2.      Родители одарённых детей, заинтересованные в их дальнейшем эффективном развитии.

3.      Педагоги, психологи, тьюторы, желающие совершенствовать своё профессиональное мастерство в международном инновационном проекте.

4.      Руководители высших учебных заведений, заинтересованные в поиске одарённых абитуриентов.

5.      Руководители предприятий, научных учреждений, бизнесмены,политики, понимающие важность опережающего развития системы образования, выращивания интеллектуальной элиты.

 

 

УЧАСТНИКИ, ИСПОЛНИТЕЛИ И ПАРТНЁРЫ

1.          Институт открытого образования, филиалы Университета «Украина», украинские и зарубежные вузы-партнёры (среди потенциальных участников ― Крымский гуманитарный университет, Черновицкий университет, Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Томский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Международный восточноевропейский университет, Архангельский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Карлов университет, Прага, университет Вистула, Варшава, университеты Израиля, Турции, Болгарии, Германии, Финляндии и др.).

2.          Украинский педагогический клуб.

3.          Международный детский центр «Артек».

4.          Базовые школы проекта в Украине: киевские бизнес-лицей, школа «Афины», Святошинская гимназия, гимназия № 48, лицей «Наукова зміна», гимназия «Эконад», коллегиум «Олимп», донецкая СШ №61, одесский интернат № 2, авторская школа Н. Гузика, днепропетровский юридический лицей, криворожский технический лицей, запорожская школа «Эйдос», симферопольская гимназия «Консоль», харьковская гимназия «Очаг», сумская Александровская гимназия, ужгородский лицей «Интеллект», тернопольский лицей им. Н. Яремчука, винницкая семейная школа «Аист», бердичевская СШ № 15, нежинская гимназия и другие.

5.          Базовые школы проекта в России: московская Школа самоопределения, школа Монтессори, Санкт-Петербург, кемеровская гимназия, ижевский гуманитарный лицей, чебоксарская гимназия № 5, томская школа «Эврика-развитие», школа «Зелёный шум», Волжский и другие.

6.          Организации-партнёры: Украинский институт публичной политики, Инвестиционная палата Украины, объединение «Лига культуры», Центр социальных исследований, Межрегиональная тьюторская ассоциация, Институт образовательной политики «Эврика» (Москва), издательство «Первое сентября», издательство «Ранок», Институт альтернативного образования им. Я. Корчака (Санкт-Петербург), компания «Триз-профи», Школа эйдотехники и другие.

 

 

ГРУППА РАЗРАБОТЧИКОВ ПРОЕКТА

Ветров. С. В., нач. отдела Университета «Украина», доцент Киевского университета имени Бориса Гринченко, исполнительный директор Украинского педагогического клуба ― руководитель проекта;

Никитин В. А., зам.директора Украинского института публичной политики, профессор, президент Украинского педагогического клуба;

Майборода Е. В., директор Института открытого образования Университета «Украина», доцент;

Гаркавенко З. А., директор Центра социальных исследований, доцент.

 

КОНСУЛЬТАНТЫ

Ковалёва Т. М., профессор Московского педагогического государственного университета, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации;

Гузик Н. П., член-кор. Национальной академии педагогических наук Украины, директор Авторской школы;

Черемных М. П., директор ижевского гуманитарного лицея, вице-президент МТА;

Исаева И.В., директор чебоксарской гимназии №5;

Греков А. А., директор по развитию киевской приватной школы «Афины»;

Удовенко А. В., директор донецкой СШ № 61, бывший первый заместитель начальника управления образования Донецкой области;

Савельева Н. В., директор одесского интерната № 2, бывший начальник управления образованием города Одессы;

Селезнёва С. А., директор киевского коллегиума «Олимп», аспирант.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа «Международная школьная аспирантура» будет состоять из трёх частей, рамочное описание которых приводится ниже.

  1. Международная школьная аспирантура

Аспирантура открывается на базе Университета «Украина» (президент – академик НАПН Украины, доктор технических наук, професорТаланчук Пётр Михайлович, министр образования Украины в 1992–1995 годах). В качестве партнёров в проект будут приглашены ведущие вузы и научные центры Украины, России и других стран. В аспирантуру будут зачислены школьники Украины и других стран, ставшие победителями и призёрами различных школьных олимпиад и конкурсов, начиная от городского и районного уровней, а также другие ученики, проявившие склонность к исследовательской деятельности и рекомендованные школьными администрациями. Образовательная программа аспирантуры строится по пяти направлениям, соответствующим пяти сферам деятельности человека: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-социум, человек-знак. Базовая обязательная программа – дистанционная, что требует от юных аспирантов владения информационными технологиями и доступа к сети Интернет. Ведущие формы образовательной программы – проект, индивидуальное или групповое исследование, образовательное путешествие. Дополнительно будут предложены образовательные лагеря и экспедиции на школьных каникулах. Планируется работа творческих мастерских и постоянно действующих научных семинаров ведущих специалистов, известных учёных, авторитетных деятелей.

Обучение в аспирантуре завершается защитой индивидуального проекта (или своей части группового проекта). Каждый участник аспирантуры будет выстраивать свою программу обучения в соответствии с его желаниями и возможностями. Помощь в построении своей образовательной траектории и продвижении по ней будет оказывать юному исследователю персональный тьютор. Закончившим аспирантуру будут выдаваться дипломы и персональные рекомендательные письма за подписью авторитетных специалистов Украины, России и других стран для дальнейшего обучения в ведущих высших учебных заведениях мира. Планируется решить вопрос получения льгот для выпускников аспирантуры и от Министерств образования и науки стран участников. Разработчики образовательной программы ставят перед собой следующие задачи: развить в детях природные таланты и способности; помочь в определении дальнейшего после окончания школы жизненного пути, выработке собственного целостного мировоззрения и нравственных идеалов, формировании ответственного отношения к собственной жизни. Ставится также задача обучения технике и навыкам исследовательской деятельности, подготовки к успешной учёбе в высшем учебном заведении, формирования компетентностей, необходимых для осмысленной и плодотворной жизни в современном обществе.

Из числа ведущих авторитетных украинских и зарубежных специалистов в каждой из пяти сфер человеческой деятельности формируется Попечительский совет МША.

 

  1. Институт открытого образования

Базовая образовательная программа аспирантуры, содержание проектов, темы исследований, методическое обеспечение, технологии дистанционного обучения разрабатываются в Институте открытого образования Университета «Украина» (директор – кандидат педагогических наук Майборода Елена Викторовна). На условиях совместительства в Институт будет приглашена группа педагогов-практиков (директоров школ, учителей, преподавателей вузов, психологов) из различных регионов Украины. Работа сотрудников-совместителей будет организована в дистанционном режиме. В каждом регионе будут определены школы-партнёры проекта, которые станут школами-лабораториями. Таким образом, будет создана сеть практикоориентированных исследовательских региональных центров. Ближние цели сетевого Института открытого образования – содержательное наполнение международной школьной аспирантуры. Дальние – разработка вариантов нового содержания среднего образования.

 

  1. Тьюторская школа

Каждого аспиранта будет сопровождать персональный тьютор. Тьюторская команда будет подготовлена из числа учителей, психологов, других специалистов, а также студентов старших курсов гуманитарных специальностей как Университета «Украина», так и других вузов. Обучение тьюторов будет организовано в очно-заочной тьюторской школе при Университете «Украина» и на базе других участников проекта. Тьюторские команды будут формироваться по региональному признаку. У каждого тьютора будет группа из 15–20 тьюторантов. Задача тьютора – помочь обучающемуся в аспирантуре школьнику сформировать из предложенного свою индивидуальную образовательную программу, продвигаться в её освоении, находить необходимую ему информацию, планировать своё обучение и участие в различных исследованиях, конкурсах, образовательных школах. Тьютор отслеживает успехи своего тьюторанта, помогает в преодолении возникших проблем, является посредником между школьником и администрацией аспирантуры.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ МША

При разработке и организации работы аспирантуры будут использованы инновационные образовательные технологии и подходы: теория гуманитарных систем, принципы гуманной педагогики и психологии, проектные технологии, технология гуманитарной экспертизы, методика бесконфликтного обучения В. Ф. Шаталова, метод опережающих знаний С. Н. Лысенковой, технология персонифицированного обучения Н. Гузика, тьюторские технологии, методы развивающего обучения Эльконина―Давыдова, технология вероятностного образования А. Лобка, технология школы-парка М. Балабана, методика школы диалога культур Библера―Курганова, принципы построения сетевых гуманитарных систем и другие.

 

 

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.          Проектирование, разработка образовательной концепции. Май-июнь 2012 г.

2.          Формирование сети региональных представителей, школ-партнёров, организация работы тьюторской школы, подготовка бизнес-плана, поиск инвесторов и разработчиков образовательных программ, разворачивание деятельности программы содержательного обеспечения МША, рекламная кампания. Июль-октябрь 2012 г.

3.          Проведение международного проектного форума на базе МДЦ «Артек». 24―27 сентября 2012г.

4.          Набор в аспирантуру, разработка первых проектов, подготовка тьюторов, работа с потенциальными партнёрами, запуск интернет-портала. Ноябрь-декабрь 2012 г.

5.          Начало учёбы в Международной школьной аспирантуре. Январь 2013 г.

6.          Пилотная часть проекта, отработка элементов МША в 5―7 областях Украины и 5―7 регионах России. Январь-июнь 2013 г.

7.          Начало деятельности аспирантуры в международном формате. Август 2013 г.

 

 

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Оплата за обучение в аспирантуре; ресурсы Университета «Украина»; бюджетное и муниципальное финансирование; спонсорские взносы бизнес-партнёров; гранты образовательных фондов и другие.

 

 

ПЛАН РАЗВОРАЧИВАНИЯ ПРОЕКТА

 

 

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Разработка концепци

*

*

 

 

 

 

 

 

 

Разработка положения и схемы деятельности

 

 

*

 

 

 

 

 

 

Экспертиза проекта внешними специалистами

 

 

*

*

 

 

 

 

 

Разработка бизнес-плана

 

 

*

*

*

 

 

 

 

Создание сети организаций-партнёров

 

 

 

*

*

*

 

 

 

Формирование Наблюдательного совета

 

 

 

 

*

*

 

 

 

Разработка программи подготовки тьюторов

 

 

*

*

*

 

 

 

 

Разработка первых образовательных программ

 

 

 

 

*

*

*

 

 

Проведение проектного форума в МДЦ «Артек»

 

 

 

 

*

 

 

 

 

Поиск стратегических партнёров

 

 

 

*

*

*

*

 

 

Создание Интернет-портала

 

 

 

*

*

*

 

 

 

Заключение договор с регионами для пилотного проекта

 

 

 

 

*

*

*

 

 

Подготовка первых тьюторских команд

 

 

 

 

*

*

*

*

 

Рекламная кампания в СМИ

 

 

 

*

*

*

*

 

 

Подготовительные сессии с тьюторами в регионах

 

 

 

 

 

*

*

*

 

Подготовка методических материалов

 

 

 

 

 

*

*

*

 

Набор первых аспирантов

 

 

 

 

 

 

*

*

*

Самоопределение аспирантов в выборе проектного исследования и организация тьюторского сопровождения

 

 

 

 

 

 

 

*

*