ЭПИЗОД ЧЕТВЁРТЫЙ

…Однако общая оценка ситуации в образовании может быть выражена репликой, прозвучавшей на одной конференции, посвящённой кризису в системе образования: «Ну, ведь всё не так плохо, как вы говорите! – Конечно! На самом деле всё гораздо хуже!».

На самом деле традиционное образование как сфера человеческой деятельности исчерпало свой содержательный и методологический ресурс. С конца ХХ века с нарастающей скоростью образование отстаёт от жизни и становится тормозом на пути развития общества. При этом в педагогическом сообществе, и тем более в общественном сознании, сохраняется позиция временных трудностей и непонимания надвигающейся социальной катастрофы. Связано это с отсроченностью на 10–15 лет результатов деятельности образовательных институтов. А, учитывая скорость развития общества, когда в среднем уже за пять-семь лет происходит смена основных технологических, экономических и социальных форматов, подходов, стилей и т. п., такие сроки традиционного обучения вступают в глубокое противоречие с жизнью. Учим сегодня по программам и учебникам, написанным вчера, и с этими (позавчерашними) знаниями молодые люди приходят в завтра, а там всё уже другое. Самая популярная фраза, которую слышат молодые специалисты: «А теперь забудьте всё то, чему вас учили…» Что же делать? Для начала разобраться в причинах. Их три комплекса: мифологические, системные и психологические. Начнём с первого.

 

Мифология

 

Миф первый. Образование в его традиционном виде так давно существует, что сложилось мнение, что оно было таким всегда. И таким будет всегда. С его неизменными атрибутами: класс, урок, предмет, учитель, оценка – и основной задачей передать новому поколению знания и опыт предшествующих поколений.

Миф второй. Образование настолько сложное и большое, охватывающее все слои общества, многогранное и многоуровневое, что неизвестно, как подступиться к его модернизации. Всё сразу изменить нельзя, а за какой конец ухватиться – непонятно.

Миф третий. Нас учили так же, как наших отцов и дедов, мы достигли результатов, следовательно, образование в целом эффективно. Конечно, время требует его модернизации, поэтому происходит смена содержания, методов, технологий, но философские основания, цели и основные принципы организации образовательного процесса могут оставаться неизменными. Сила образования – в его стабильности и консервативности.

Миф четвертый. В любой сфере, в т. ч. и в образовании, есть свои проблемы. И образовательные проблемы должны решаться внутри системы только специалистами самой системы: учеными, управленцами, педагогами.

Миф пятый. Продолжаются поиски универсального средства: как в рамках одной (единой) мегатехнологии обучать всех.

Миф шестой. Всегда было так: период стабильности, затем накапливались противоречия, наступал переходный период, и снова – длительный период стабильности. Правда, противоречия накапливались всё быстрее, периоды стабильности становились всё короче и короче. Но мы по-прежнему ждем, что нынешний переходный период скоро завершится и настанет новый стабильный период, когда понятно, что будет завтра и какие ценности передавать нашим детям, чтобы быть успешными в завтрашнем дне.

На самом деле периодов стабильности больше не будет. А это требует уже совершенно другого мировоззрения. А нас для такой, постоянно меняющейся, постоянно кризисной, постоянно переходной, жизни не готовили. У человечества нет опыта такой жизни…

Перечисленные мифы существенно осложняют понимание той критической ситуации, которая сложилась в образовании. Даже среди ученых не всегда есть адекватное представление о необходимости кардинального пересмотра всех составляющих в образовательной сфере и прежде всего ее методологических, мировоззренческих оснований. А уже вслед за этим неизбежно произойдет замена содержания, целей и способов образовательной деятельности на те, которые будут соответствовать, как сейчас модно стало говорить, вызовам времени…