ЭПИЗОД ПЯТЫЙ

БАЗОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

 

Силами специалистов разных стран,  выделены базовые противоречия, накопившиеся в образовании.

1. В силу того, что социальные, экономические, культурные процессы стали развиваться очень динамично, образование впервые столкнулось с проблемой, когда мы должны учить детей жить в мире, который будет завтра и которого мы не знаем. В системе образования основной была задача передать  новому поколению знания, умения и навыки из основных сфер деятельности человека. Сегодня мы не знаем, какие знания, умения, навыки понадобятся завтра, чтобы быть успешным. Идет попытка заменить знания компетентностями, что уже хорошо, но по-прежнему торжествует самый неэффективный принцип «Делай, как я сказал!» вместо необходимого «Делай вместе со мной» или хотя бы «Делай, как я». Первый принцип, реализуемый в массовой школе, как средней, так и высшей, является сутью и отождествлением классно-урочной системы.

2. От качества образования во многом зависит уровень жизни и безопасности всего общества. Техногенные катастрофы, социальные потрясения, экологические проблемы ХХ века являются следствием прежде всего низкого профессионализма, отсутствия должного уровня политической и гражданской культуры людей. Повышение качества образования требует больших материальных затрат со стороны государства, т. е. оно должно быть дорогим. С другой стороны, чтобы быть массовым, образование должно быть дешевым.

3. С одной стороны, необходимо учитывать национальные особенности, культурные традиции, специфику определенного региона, ментальность жителей, с другой стороны, процессы глобализации, миграции людей требуют от образования унификации и общих стандартов.

4. Нарастающий поток информации, сложность социальных и экономических процессов требуют всё более ранней специализации обучаемого. Профилизация школы, принцип индивидуализации в обучении (учить всех по-разному и разному), который приходит на смену принципу индивидуального подхода (учить всех по-разному, но общему) становятся безальтернативными в развитии системы образования. С другой стороны, необходимость базового гуманитарного широкого образования для всех – также требование времени, ибо без такой фундаментальной подготовки человеку трудно состояться как личности в сложном, быстро меняющемся мире, не говоря уже о необходимости периодической смены не только видов, но и сферы деятельности.

5. Сущностью традиционной системы образования является предметный подход. Содержание образования представляет собой основы наук, т. е. является академическим. Как известно, академическими талантами обладает до 15% детей. Современная школа именно для них. Остальные вынуждены проходить массовую школу, хотя в них от рождения заложены другие, не академические, таланты и способности. В целом же мир не является набором предметов, он целостный, а целостного представления о мире система образования как раз и не дает.

6. Информационная эпоха, в которой мы сейчас живем, требует повышения уровня и качества образования, к которому не у всех есть равноценный доступ. Происходит жесткое деление на образованных и малообразованных. Эта тенденция содержит в себе социальную опасность, она делит человечество на две части.

7. Чтобы быть качественным, образование должно быть добровольным, потому что оно максимально эффективно только в этом случае. С другой стороны, образование должно быть обязательным, но в традиционном виде оно для большинства обучаемых мало мотивируемое, а значит, недобровольное, т.е. некачественное.