ЭПИЗОД ШЕСТОЙ

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Во всём мире система образования находится в глубоком системном кризисе. В отечественной системе к этому добавился кризис политический, идеологический, экономический. Вся система образования состоит из целого комплекса проблем. Перечислим наиболее важные из них.

1. Во всех документах задекларирована непрерывность системы образования. В то же время ее составляющие, а именно, дошкольная, средняя, высшая, последипломная не состыкованы, между ними нет преемственности, что в целом резко ухудшает общий результат.

2. Одна из главнейших проблем образования – низкий профессиональный уровень воспитателей, учителей и вузовских преподавателей. Они не готовы к качественному решению сегодняшних задач, ибо их готовили и продолжают готовить к решению задач вчерашних. Решить эту проблему за счет повышения квалификации и переподготовки специалистов не удается в силу несоответствия запросам времени системы последипломного образования и опять-таки низкого профессионализма ее работников.

3. Система образования не является фактором включения молодого специалиста в профессиональную деятельность. Особенно эта проблема остро стоит в подготовке учителей. Выпускник педагогического вуза, имея неплохую теоретическую подготовку, с точки зрения практики абсолютно не готов работать с детьми.

4. Высокая заполитизированность системы образования привела к резкому падению профессионализма в управленческой сфере, особенно в среднем звене на уровне начальников городских и районных отделов образования и директоров школ. Это, кстати, одна из причин нежелания мужчин работать в средней школе: невысокая вероятность сделать профессиональную карьеру.

5. Формальное копирование некоторых западных технологий, в том числе Болонской системы, без реформирования других отраслей экономики, поднятия общего уровня развития страны, без трудоустройства молодых специалистов само по себе не даст эффекта развития системы высшего образования. Как одно из негативных последствий внедрения Болонской системы может стать увеличение так называемой утечки умов из страны.

6. Ресурсное обеспечение системы образования крайне недостаточно. Материальное оснащение учебных заведений, уровень зарплаты работников образования абсолютно не соответствует тем задачам, которые стоят перед образованием. Это приводит к дополнительным психологическим стрессам людей, которые хотят, но не в состоянии выполнить поставленные перед ними задачи.

7. В государстве отсутствует реальная чёткая образовательная политика. Не обозначены цели (дальние и ближние), не расставлены акценты, не провозглашены ценности, нет комплексного плана реформирования системы образования, не проводится развёрнутой кампании по поднятию престижа педагогической деятельности и т.д. Но главное нет понимания приоритетности решения образовательных проблем. Ни у политиков, ни у государственных деятелей, ни у общества в целом. А если что-то и делается, информатизация системы образования, например, то часто вкладываются немалые средства («Все школы подключить к Интернету!», «Один ученик - один компьютер!»), но что потом с этим делать, целостного представления нет. Свободный доступ через Интернет к информации – это ещё далеко не образование. Образование может дать только другой человек, значимый взрослый. Компьютер это очередной член ряда: гусиное перо, свиток, авторучка, книга…

8. Традиционная система образования, основы которой заложены в 17 веке чешским монахом Яном Амосом Коменским, утратившая к настоящему времени многие гуманистические идеи автора, формализованная в основном по схеме прусского барона фон Штайна, нацеленная на подготовку не «критически мыслящих», а «исполнителей и потребителей», финансировавшаяся, как правило, по остаточному принципу, окончательно сформировалась как консервативная феодальная по сути (учитель и ребёнок лишены свободы, закрепощены в рамках спущенных сверху программ и учебных планов), церковная по форме (самое главное соблюдение правил и ритуалов) система с жёсткой вертикалью управления. Это закрытая система, она не соответствует времени, сосредоточена не на выполнении функции образования, а на сохранении своей сущности, поэтому жёстко пресекает попытки её модернизации. Самое отсталое звено системы образования – её управление.

9. В образовательной практике нет надёжных экспертных инструментов, нет авторитетного института гуманитарной (а не формальной, документной) экспертизы, которая позволила бы оценить качество учебников, образовательных программ, проектов, учебных заведений. Важно отделить реальные инновации (а их достаточно много) от псевдоинноваций (их ещё больше), увидеть, что на самом деле происходит с ребёнком и взрослым в образовательной среде. При этом в культуре такие экспертные инструменты разработаны и доказали свою эффективность.

10. Однако главная проблема системы образования – это отсутствие необходимой критической массы как заказчиков (родителей), так и исполнителей (педагогов), заинтересованных в реальной модернизации системы. Родители оторваны от школы, в целом недовольны уровнем обучения школьников и студентов, но не имеют представления, какой может быть новая средняя и высшая школа. Они не могут сформулировать новый социальный заказ системе образования.

Профессиональный уровень работников самой системы образования за последние годы резко снизился за счёт ухода в другие сферы наиболее способных специалистов и недостаточного заполнения вакантных мест новыми людьми. Выпускники педагогических вузов в образование, как правило, не идут – крайне непривлекательны материальные условия, низкий социальный статус профессии, но самое главное, судя по результатам социологических исследований, нетворческий по убеждению молодых людей характер работы. В образовании сложно, неинтересно, неперспективно. Сложилось мнение, что в образовательной сфере нет больших новых идей, что она консервативна и мало привлекательна для самореализации и саморазвития. На самом деле это мнение ошибочно. Кризис в образовании начался ещё в середине 20 века, а кризис, как известно, является началом развития, возникновения нового, более прогрессивного. Однако после всплеска интереса к образованию в восьмидесятые годы и попыток внедрения в систему новых идей гуманной психологии, педагогики сотрудничества, инновационных технологий (развивающее образование, диалог культур, авторские системы В. Шаталова, С. Лысенковой, Е. Ильина), идей гуманной педагогики В. Сухомлинского, А. Захаренко, Ш. Амонашвили и других к концу девяностых годов произошёл консервативный откат. Система, формально признав новые идеи, забюрократизировала педагогическое творчество, практически сведя его на нет. Плюс экономический кризис, который вымыл из образования наиболее талантливых специалистов, нашедших себе применение вне системы образования. Можно ли достаточно быстро изменить ситуацию, доведя количество активных сторонников изменений до критической массы (достаточно 15-20% от общего числа работников в системе)? Если необходимая работа будет последовательной, системной, разноплановой и разворачиваться по трём линиям: государства, общественности и педагогического сообщества, то однозначно да. Основанием для уверенности преодоления провала в образовании является очень мощный фактор. Он называется - новое время.