Матвеев Владимир Фёдорович

_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy

 

Знаменитая фотография встречи учителей-новаторов в Переделкино. Слева направо: Ш. Амонашвили, Л. Никитина, С.Соловейчик, С. Лысенкова, В. Матвеев (на вторм плане выше всех), Б. Никитин, В. Шаталов, В. Караковский, И. Волков, А.Адамский, Г. Алёшкина (один из организаторов), Е. Ильин. Ещё один участник встречи М. Щетинин приехал позже.

Октябрь 1986 г.

 

 

Матвеевская «Учительская газета», без преувеличения, совершила в восьмидесятые годы подвиг. Она возглавила широкое учительское движение за право на творчество, на свободу, на достоинство. Причём, возглавила против своих консервативных учредителей – Академии педагогических наук и Министерства народного образования СССР. Возглавила и – победила! Но это была дорогая победа. В ней были и свои жертвы…

В мае 1989 года был создан Творческий союз учителей СССР, который возглавил Матвеев. Это стало завершением предыдущего яркого этапа новаторского движения в образовании, возникшего снизу, без указаний и плановых мероприятий и прежде всего поэтому давшего образованию столько новых продуктивных идей и разработок, имён и авторских программ. Это движение стало мощным подспорьем и для педагогической науки. Без преувеличения можно сказать, что восьмидесятые годы двадцатого века стали лучшим временем в отечественном образовании.

История педагогики ещё оценит роль Матвеева и руководимой им «Учительской газеты» в поддержке и организации мощного прорыва в образовании восьмидесятых. Помню последнее утро учредительного съезда Союза учителей, когда работа накануне была завершена, делегаты готовились к разъезду, а я случайно увидел Владимира Фёдоровича, стоящего в задумчивости возле одного из корпусов. Он был в мыслях где-то далеко и его мужественное лицо, как мне показалось, было словно высечено из белого камня. О происходящей трагедии я узнаю позже. Пока же я был весь в предвосхищении новой жизни. Тогда я узнал, что большие дела можно делать совершенно честно. Матвеев делал образовательную политику в стране. Говорят, что политика – это дело грязное. Чепуха. Это придумали себе в оправдание грязные политики. К сожалению, их больше. Но сдвиги в истории делаются не их руками.

Летом 1990 года после съезда в Таллине состоялось первое заседание Центрального совета ТСУ. Длилось оно несколько дней. В последний было принято решение сформировать рабочие группы по выбранным направлениям деятельности всесоюзной педагогической организации. Б. Бим-Бад взялся создавать первое в стране негосударственное инновационное высшее учебное заведение – Российский открытый университет, А. Тубельский – координировать проблемы демократизации школ, А. Адамский – вопросы образовательной политики и развитие клубного педагогического движения, В. Хилтунен – создание детской палаты Союза учителей… Заседания вёл Владимир Фёдорович Матвеев, наш лидер и глубоко уважаемый всеми товарищ. Дошла очередь до направления подготовки учителей. «Самым авторитетным в этой сфере, – сказал Матвеев, – является наш коллега, известный на всю страну ректор Полтавского пединститута, Иван Андреевич Зязюн». Затем задумался и добавил: «Но Иван Андреевич – генерал. Вряд ли он будет заниматься текущей организаторской работой в нашей организации». Посмотрел на меня и сказал: «Вы, Сергей, как вузовский преподаватель постоянно поднимали вопрос о работе со студентами, будущими учителями. Вот берите это направление и возглавляйте, и начинайте делать». Надо знать, как все мы, и я в том числе, относились к Владимиру Фёдоровичу. Пожалуй, людей такого масштаба, как Матвеев, я в жизни не встречал, хотя она, жизнь, не обделила меня знакомством с великими людьми нашего времени. То поручение определило мою жизнь. Я осознал это сразу. Живу и выполняю это поручение. Жаль только, нет рядом Владимира Фёдоровича, чтобы посоветоваться и проверить себя на верность избранной траектории. Так камень, брошенный умелой рукой, летит по прямой с благодарностью к руке и тоской по её теплу…

Закончилось лето, и мы с энтузиазмом принялись за создание Донецкого творческого союза учителей. В области всегда было много творческих педагогов, среди которых лидирующее положение занимала команда Виктора Фёдоровича Шаталова, тогда заведующего лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР в Донецке. В подготовке учредительной конференции мне помогали мои «шмуляне» – студенты физического факультета Донецкого госуниверситета, члены клуба «Школа молодого учителя». Областная газета «Вечерний Донецк» от 21 октября 1989 года писала: «Завтра, 22 октября, в большой физической аудитории четвёртого корпуса государственного университета состоится учредительная конференция Творческого союза учителей области…» Яркий октябрьский день, в аудитории десятки учителей, вузовских преподавателей, студентов. Атмосфера приподнятая, радостная. Я выхожу на трибуну и объявляю конференцию открытой. В это время мне передают из зала записку: «Вчера умер Матвеев». Какая-то несправедливая и безжалостная символика. Вчера он умер, а сегодня мы создаём ещё один Союз учителей как продолжение его дела и его жизни.

Известный журналист Леонид Радзиховский опубликовал вскоре в прессе статью под названием «Чисто партийное убийство». А история была такая. «В восьмидесятые годах, – пишет Википедия, –  Владимир Федорович был главным редактором “Учительской газеты”. В условиях, казалось бы, полной и прямой зависимости центральной прессы от ЦК КПСС Матвееву чудом удалось создать всесоюзную газету учителей и родителей независимую от самой косной в то время Академии педагогических наук, от ее реакционно-консервативного крыла, от ее официоза.

Тираж «Учительской газеты» при Матвееве вырос многократно и перевалил за миллион. Вот что пишет об этом журналист Александр Росляков: «И я, пожалуй, не встречал другой такой на самом деле искренней и независимой газеты, как «Учительская» при Матвееве. Он поднял ее тираж в разы, позволив авторам выкладывать свободно точки зрения, а не притягивая их внешне или исподволь под заданный уклон. Именно в этой газете он вместе с Симоном Соловейчиком создали «педагогику сотрудничества», объединяя вокруг газеты учителей-экспериментаторов и новаторов с большим педагогическим стажем. Во время работы Матвеева в «УГ» авторская и новаторская педагогика в России смогла стать публичной, получила впервые доступ к рупору общения с народом».

Сместить авторитетного среди учительских масс журналиста Академия педнаук не рискнула. И тогда был предпринят иезуитский партийный ход. В начале 89-го года, как бы уводя газету из конфликта со своим учредителем (АПН СССР), её делают органом ЦК КПСС (а это более высокий статус). Но… теперь главным редактором может быть только высокопоставленный партийный номенклатурный работник. Матвееву же предлагают должность заместителя… Надеясь спасти газету изнутри, Матвеев соглашается. И вот на его глазах начинается удушение его детища – свободного творческого издания, одного из самых популярных в СССР, и не только среди учителей. Ирина Ханхасаева, его соратник, сказала как-то: «Когда газету стали убивать, я поняла, что мне нужно родить ребёнка. Природа дала женщине мощную защиту от стрессов во время беременности. Но ведь Матвеев не мог родить ребёнка…». Обострилась давняя болезнь, и Матвеев «сгорел». Эти три момента в моей жизни как три луча маяка, по которым выверяешь маршрут: взгляд в только ему видимую даль, когда я увидел его утром в последний день сочинского съезда, затем последний день таллиннского заседания рабочей группы Центрального совета Союза и его слова ко мне: «Вот берите, Сергей, и делайте», и третий – записка «Вчера умер Матвеев».

 

 

http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=237&binn_rubrik_pl_articles=69

 

http://ps.1september.ru/article.php?ID=200005204

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

 

Матвеев Владимир Федорович (1932–1989)

Матвеев В.Ф. Трудный возраст. – М.: Знание, 1963.

Матвеев В.Ф. По маршруту романтики. – М.: Знание, 1965.

Матвеев В.Ф., Матвеева Л.Г. 99 советов на одно лето. – М.: Мол. гвардия, 1966.

Матвеев В.Ф. Мы пока не волшебники. – М.: Мол. гвардия, 1967.

Матвеев В.Ф. Ребята с нашего двора. – М.: Знание, 1970.

Матвеев В.Ф. Дети с нами и без нас. – М.: Знание, 1975.

Матвеев В.Ф. Твоя звездочка. Разговор с вожатым октябрят-первоклассников. – М.: Мол. гвардия, 1975.

Матвеев В.Ф. «Торжественно обещаю...». Разговор с вожатым октябрят-третьеклассников. – М.: Мол. гвардия, 1978.

Матвеев В.Ф. Октябрята. 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1981.

Матвеев В.Ф. Октябрята – дружные ребята! Молодому учителю о работе с октябрятами. – М.: Просвещение, 1981.

Матвеев В.Ф. Организации юных ленинцев – 60 лет. – М.: Б.и., 1982.

Матвеев В.Ф. Пионерское лето в вопросах и ответах. – М.: Мол. гвардия, 1984.