Газман Олег Семёнович

 

_copy_copy_copy

 

Наверное, у каждого человека бывают в жизни события, которые круто меняют его биографию. Таким для меня стал Учредительный съезд Творческого союза учителей СССР. Проходил он на берегу Черного моря, в Сочи, в мае 1989 года. Подробнее о съезде в этом же разделе в рассказе о Донецком открытом университете. В первый же день съезда, когда делегаты самоопределялись по секциям и рабочим группам, я записался в группу к Олегу Семеновичу Газману, о котором ранее ничего не знал и не слышал. С этого съезда началось наше сотрудничество. Олег Семёнович оказался не только классным специалистом, но и очень внимательным душевным человеком. Думаю, что с его подачи я оказался в списках кандидатов в Центральный совет ТСУ СССР и был избран в последний день съезда в ревизионную комиссию Союза. Это избрание и развернуло мою жизнь от традиционной знаниевой педагогики к образованию инновационному, открытому, захватывающему…

 

Мы встречались во время моих приездов в Москву…

Сергей Ветров: Олег Семёнович, почему педагогическую поддержку детей в образовании Вы считаете инновационной проблемой?

Олег Газман: Традиционно гуманизм рассматривался только в рамках процесса социализации личности. Задача эта, несомненно, важная. Но она не объемлет всей сущности гуманистической перестройки образования, поскольку не затрагивает интересы и особенности жизненного выбора отдельного человека. Для нас очевидно, что гуманистическая теория и практика будут пробуксовывать, не получат развития, если они не станут основываться на различении процессов социализации и индивидуализации.

Мы анализируем образование как гармонию двух сущностно различных и даже оппозиционных процессов: социализации и индивидуализации личности, отражающих диалектическое противоречие интересов общества и человека.

 

С.В.: Почему оппозиция, противоречие?

О.Г.: Потому что лишь в идеальном обществе государство заинтересовано во всемерном развитии человека и защите его интересов. Опыт даже самых развитых демократий показывает: если человек не борется за свои интересы, не умеет этого, он проигрывает на фоне других в своем развитии, благосостоянии и в своей судьбе.

Между обществом и личностью растущего человека на протяжении многих лет оказывается образование, однако, если мы хотим видеть его гуманистическим, то должны сделать его способным защищать интересы индивида, а не только общества. Иначе говоря, решать задачи и социализации, и индивидуализации.

Образование как часть социализации есть средство встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средство освоения детьми знаний об окружающем мире и способов его познания: правовых норм, норм общения, принятых ценностей, т. е. всего того, что позволило бы человеку жить и работать продуктивно. В этом смысле социализация в образовании осуществляется благодаря обучению и воспитанию.

 

С.В.: Что тогда в этом контексте есть воспитание?

О.Г.: Воспитание как часть социализирующего образования может быть определено следующим образом: воспитание есть специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Это процесс приобщения человека к общему и к должному. Каким способом это делается – через требование, эмоциональное переживание или партнерское взаимодействие – вопрос гуманистического качества этого процесса, вопрос культуры. Главное же в воспитании, повторим, – усвоение социально одобряемого, должного для всех.

 

С.В.: А в чём сущность индивидуализации?

О.Г.: Индивидуализация в образовании есть система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы – физической, интеллектуальной, нравственной, рукотворной, творческой. Для чего? Для духовного прозрения в понимании себя, для самостоятельного и успешного продвижения в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни и жизненного пути. Иначе говоря, речь идет о помощи человеку в личностном самоопределении и самодвижении.

Проблема соотношения социализации и индивидуализации в предельной форме выражается в знакомой всем оппозиции: коллектив и личность. И именно переход к личностно-ориентированной педагогике, закономерно связанный с психологизацией воспитания, воспринимается многими как кризис традиционного воспитания. В связи с вычленением сферы индивидуализации появляется необходимость выделить особый педагогический процесс, его обеспечивающий, – педагогическую помощь и поддержку ребенка в индивидуальном развитии, т. е. саморазвитии.

 

С.В.: Этот процесс – педагогическая поддержка?

О.Г.: Да. В систему педагогической поддержки мы включаем и психологическую, и социальную, и медицинскую, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением. Для педагогической поддержки актуален вопрос подростка: «Каким быть именно мне?» или вопрос юноши: «Кем быть?» Но этим поддержка не ограничивается. Она выделяет как самостоятельный вопрос: «Как жить, как построить свойственный тебе индивидуальный образ жизни, как выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, оптимальный характер отношений с людьми?»

Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

Поэтому, строго говоря, ключевые слова педагогической поддержки – «проблема ребенка», в то время как ключевые слова воспитания – «проблема педагога» как представителя общества, поскольку именно ему надо приобщить ребенка к должному. Как только у ребенка возникает желание приобщиться к чему-то, у него появляются трудности, тогда вступает в силу педагогическая поддержка. (Здесь речь идет о норме, об обычных детях, а не девиантных в поведении или с недостатками развития, чем занимается коррекционная педагогика.)

 

С.В.: В этом смысле появляется новая задача, а, следовательно, нужны новые специалисты…

О.Г.: Конечно, процесс перехода от воспитания к педагогической поддержке и наоборот диалектичен, не прост, он органично может входить в деятельность и учителя-предметника, и профессионала-воспитателя. Однако жизнь подтверждает грядущую дифференциацию этих процессов. Свидетельство тому – появление у нас практических психологов, социальных педагогов, специалистов-валеологов, классных воспитателей (кураторов), тьюторов, ориентированных на индивидуальную помощь, а за рубежом – давно действующая система Counseling-Guidance (система школьных советников-тьюторов и консультантов-руководителей как для групп, классов, так и для отдельных детей).

Таким образом, в педагогическом процессе, наряду с обучением и воспитанием, была вычленена самостоятельная область – «педагогическая поддержка ребенка в образовании». Под педагогической поддержкой на данном этапе мы понимаем деятельность профессионалов – представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением – экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.

Выделение такой образовательной структуры, которая позволяла бы оказывать систематическую индивидуальную помощь не только детям с отклонениями, а каждому ребенку в решении его личностных проблем, возникающих как в самом процессе обучения, так и идущих от социальной среды, является реальным шагом к содержательной и организационно-управленческой перестройке образования в направлении сущностной гуманизации.

Если полагать, что целью образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности, то эта задача на сегодняшний день не может быть решена только в рамках обучения и воспитания. Специфическим предметом обучения выступают знания о мире и способы умственной деятельности. Предмет воспитания – социальные ценности, нравственные нормы поведения и отношений. Иначе говоря, школа определяет детей в знаниях, способах, ценностях, нормах, отношениях.

Однако определение и самоопределение – процессы принципиально разные. Самоопределение – это прежде всего личностный выбор, а он предполагает соотнесение требований внешнего мира с самим собой, объективной реальности с реальностью субъективной – своими индивидуальными возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемым в себе.

Помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т. е. в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки. Без этой сферы образование остается объектным, а ученик по-прежнему выступает как средство реализации учителем обезличенных программ обучения и воспитания…

 

С.В.: Значит, педагогическая поддержка рассматривается как часть образования, как часть целого наряду с другими его составляющими: обучением и воспитанием?

О.Г.: Постановка вопроса о педагогической поддержке как части образования является инновационной, так как никогда ранее не рассматривалась как подсистема целого. Понятие «педагогическая поддержка» – новое для отечественного образования…