Шейман Валентин Михайлович

 

_copy

С Шейманом, талантливым человеком и блестящим учителем из Краматорска, последователем Шаталова (в чём то превзошедшим его), мы познакомились, когда после учредительного съезда Творческого союза учителей СССР я стал «носиться» с идеей создания Союза донецкого. Большинство творческих педагогов области живо откликнулись на эту идею, и в октябре 1989 года Союз был создан. Какой великолепный Фестиваль творческой педагогики мы провели в Донецке! По инициативе Валентина Михайловича мы организовали альтернативную областную двухдневную олимпиаду по физике, на которую съехались около двухсот учителей со своими учениками. Шейман предложил всех, от седьмого по десятый класс, посадить в одной большой физической аудитории физфака госуниверситета, где я работал, и дать много задач и вопросов, не разделяя на классы. Решай всё, что сможешь! Во время закрытия олимпиады после награждения лучших детей и педагогов всем были розданы поощрительные призы – трубочки для выдувания мыльных пузырей (идея Валентина Михайловича). И вот по команде вся большая университетская аудитория заполнилась радужным дождём мыльных пузырей. Потрясающее зрелище! В коридоре, когда участники олимпиады уже расходились, я увидел такую сценку. К учительнице подошёл её маленький воспитанник и сказал: «Нина Петровна, я теперь физику ТАК учить буду!!!»

А однажды мы «схлестнулись» с моими студентами, завтрашними учителями физики по вопросу: «Можно ли каждого ученика на каждом занятии полноценно опрашивать и оценивать». «Нет!» - однозначно заявили они, это нереально. «Тогда ничего не выйдет, - отрезал я – если его спрашивать нерегулярно, он и готовиться будет нерегулярно. Нарушается главный принцип обучения – системность…» Кончился наш спор на открытом занятии у Шеймана. Они увидели КАК это можно сделать. Ведь если ты учитель как режиссер театра, а урок это спектакль, то у КАЖДОГО ученика-актёра должна быть своя роль, чтобы в конце выйти на бис к зрителям… С Шейманом всегда было интересно. Он жизнь вокруг себя делал интересной и значимой. К тому же реалистом был – потому и успел сделать так много. «Не берись за всё, - учил он меня, - возьми ДВА дела, но доведи их до конца». Когда я уехал в Киев, общения наши практически прекратились. Всё как-то повода не было… Летом 2002 года вдруг очень захотелось поговорить. Созвонились, радостно пообщались, наметили ДВА очень интересных дела… А потом у него была операция на сердце… Намеченные дела теперь буду делать один.

 

 

 

http://www.shelita.info/index.php?option=com_content&view=article&id=51&Itemid=55

 

История любви

http://www.shelita.info/index.php?option=com_content&view=article&id=154&Itemid=55

 

Из воспоминаний учеников

 

Хочу немного рассказать про этого, на мой взгляд великого Учителя. Про него можно рассказывать очень много, и очень интересные истории. Начну вот с этой. На первый урок по астрономии Валентин Шейман принес в класс большую и толстую свечку, и спросил:"Если её постоянно зажигать во время всех уроков по астрономии, сгорит она полностью или нет?". Весь класс стал кричать, что сгорит даже пройдя всего половину уроков. Шейман сказал - нет. И они поспорили. Если свеча сгорит - Шейман покупает на весь класс торт и по мороженному каждому. Если не сгорит - они ему бутылку армянского коньяка...

Последний урок по астрономии, свеча догорела до самого конца, но ещё горела. Стороны согласились на ничью. Валентин Михайлович купил всем по мороженному и большой торт, ученики ему - армянский коньяк.
По астрономии у этого класса были оценки на порядок лучше, чем в других.

 

На письменную контрольную по физике должна приехать серьезная такая комиссия аж из Киева. Понятно, что все дрожат, начиная с директора и заканчивая классом, которому выпала такая честь. По звонку в класс заходит Шейман и говорит, мол, хочу вам анекдот рассказать. И рассказывает, как в поезде ехали мама, дочка, француз и немец. Поезд въезжает в тоннель, раздается поцелуй и пощечина. Мама думает: молодец дочка, не дает себя в обиду. Дочка думает: ну, и мама... Немец думает: француз, гад такой, поцеловал дочку а она мне по морде съездила. Француз думает: как будет следующий тоннель, я опять поцелую свою руку и дам пощечину немцу.

Под дружное га-га всего класса открывается дверь и заходят обалдевшие дядьки сурьезного вида, комиссия пожаловала. Как потом они сами рассказывали, впервые их на проверке ТАК встречали. Результат контрольной был вполне успешным.

 

В 1991 году сдавала устно физику в Киеве. После выставления оценки экзаменатор (декан моего факультета) спросил, откуда я. После "Краматорск" первый вопрос был "учил Шейман?"
Училась я не у Валентина Михайловича, но этот случай капитально разрушил мое представление о нашем городе как о периферии в широком смыле слова.

 

Как-то на уроке рассказывал он нам про США, что-то типа "Народ же там вещи не ценит. Вот к примеру те же автомобили - чуть что, и на свалку. Ну а русские умельцы со свалок таких тащат себе всё что хотят. Так американцы, чтобы предотвратить хищение, кидают их в пресс и прессуют". Я тут же громко спрашиваю: "Кого? Умельцев?". Когда класс и Валентин Михайлович отсмеялись, он признался, что это лишь второй случай, когда его так подловили на словах...